Новости - личный сайт

Типичные нарушения в ОРД

В 2020 году вышло совместное указание от 23.07.2020 Генеральной прокуратуры РФ № 387/49, МВД России № 1/7985, Следственного комитета России № 1/218, ФСБ России № 23, ФТС России № 266-р «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности». В этом документе надзорное ведомство обратило внимание на нарушения оперативных служб и следственных органов в обсуждаемой сфере.
Немотивированность обследования помещений
Одним из распространенных ОРМ при проверке и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных с участием субъектов предпринимательской деятельности, является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств 
Основание для проведения обследования — распоряжение о проведении обследования, оформленное в соответствии с Инструкцией. При этом для вынесения распоряжения о проведении обследования оперативный сотрудник должен подготовить рапорт, в котором в том числе должен указать сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; дату, время и место предлагаемого проведения обследования.
Обычно нарушения связаны с тем, что обследование помещения компаний проводятся по рапортам, в которых нет достаточных оснований для проведения ОРМ. Инструкция предписывает проводить обследование на основании информации, полученной ранее в результате предшествующих ОРМ и относящейся к объекту обследования. Тем не менее реально обследование проводится на основании анонимных сигналов, непроверенной информации от агентов или по обращениям, имеющим признаки гражданско-правовых отношений. Поэтому обследования нередко заканчиваются тем, что сотрудники полиции не могут найти подтверждения первоначальных данных о предполагаемом преступлении либо выявляют лишь административные правонарушения.
Суды не часто проверяют обоснованность ОРМ, сводя рассмотрение жалоб к формальной проверке. Однако исключения встречаются.
Намеренное указание неверного адреса помещения
Сотрудники оперативных подразделений иногда намеренно не указывают точный полный адрес помещения, в котором планируется провести обследование. Если адрес юридического лица состоит из дома, корпуса, строения, этажа, офиса, комнаты, то могут указать только адрес дома. Это позволяет провести обследование в соседних помещениях юридического лица, порой даже занимаемых другими организациями.
В практике прокурорского надзора встречаются также и технические нарушения при составлении распоряжения о проведении ОРМ «обследование». В частности, неверное наименование распоряжения. Например, в заголовке распоряжения было указано не предусмотренное законом оперативно-розыскное мероприятие обследование контейнеров. Однако контейнер не является ни помещением, ни зданием, ни сооружением, ни транспортным средством. В данном распоряжении также отсутствовала информация о необходимости обследования участка местности, на котором находились контейнеры
Сопровождение ОРМ силами специального назначения
Согласно п. 8 Инструкции для обеспечения физической защиты сотрудников, проводящих обследование, к его проведению могут быть привлечены сотрудники подразделений специального назначения. Но указанные подразделения не всегда привлекаются при наличии информации об опасности оказания физического противодействия и угрозы жизни участников проводимого ОРМ в материалах мероприятия. В научной литературе описан случай, когда обстоятельства проведения ОРМ свидетельствовали о применении возможностей силового подразделения для оказания психологического давления.
Нарушения порядка изъятия документов при проведении ОРМ
Проблемой являются и нарушения порядка документирования факта и результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, согласно абз. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144‑ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД), сотрудники оперативных служб обязаны снять с изымаемых документов и электронных носителей копии для предоставления их законному владельцу, в отношении которого проводится ОРМ. Однако на практике документы и электронные носители юридического лица изымаются без снятия с них копий и последующего предоставления их представителю компании. Отметим также, что, согласно п. 1.4 совместного указания, запрещается изъятие предметов и документов, не относящихся к предмету проверки. Но в практике остается проблемой и отказ оперативных сотрудников вносить в протокол ОРМ наименования конкретных документов, подлежащих изъятию. Это нарушение соседствует и с отказом в предоставлении копии документов или снятии копий информации с электронных носителей.
Запросы о предоставлении сведений
Распространена также практика, когда сотрудники оперативных подразделений направляют в адрес компаний запросы о предоставлении информации о ее деятельности. В подобных запросах оперативный сотрудник может просить предоставить:
— регистрационные документы организации;
— приказы о назначении на должность сотрудников организации;
— учетную политику организации;
— документы, подтверждающие отношения с контрагентами (договоры, акты, накладные, контактные данные и т. д.);
— книги покупок и продаж;
— оборотно-сальдовые ведомости по счетам 10, 20, 24, 44, 60, 76, 90, карточки счетов;
— регистры налогового учета;
— пояснения по отношениям с контрагентом;
— деловую переписку, в том числе электронную.

В запросах сотрудники полиции могут ссылаться на проводимую проверку сведений о преступлении. Но при этом в запросе не указывается номер зарегистрированного в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) сообщения о преступлении, а приводятся лишь общие ссылки на п. 4 ст. 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 3‑ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции). Такой запрос недопустим.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, сотрудники ОВД вправе получать информацию только в связи:
— с расследуемыми уголовными делами;
— находящимися в производстве делами об административных правонарушениях;
— для проверки зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.
Запрос, в котором содержится требование о даче пояснений, подменяет собой ОРМ «опрос» либо процессуальное действие в виде получения объяснения в рамках доследственной проверки в рамках ст. 144 УПК. В этом случае он также не имеет под собой законных оснований.
Наконец, в запросе оперативники не вправе требовать предоставить почтовую переписку, включая электронную почтовую переписку, а также аудиозаписи телефонных переговоров с контрагентами и иными лицами.