Тюрьма как социальный институт не оправдывает себя.
Она не уменьшает число преступлений, но "только паразитирует на теле государства, даже не пытаясь сделать из преступников мирных людей". Это замечали многие — от Льва Толстого до современных криминологов.
Тюремная реформа и гуманизация содержания заключенных назрели. В силу особенностей отечественного правосудия пословица о суме и тюрьме приобрела конкретное звучание для миллионов россиян. По расчетам бывшего первого заместителя председателя Верховного суда РФ Владимира Радченко, за последние 20 лет через лагеря прошел каждый восьмой мужчина России.
Первая статья Уголовно-исправительного кодекса гласит, что главная цель наказания – исправление осужденных и предупреждение новых преступлений. Однако ныне действующая модель приводит к противоположному результату. Нередко унизительные условия содержания, несоблюдение норм разделения заключенных по тяжести совершенных преступлений, скученность в камерах и бараках – все это способствует созданию особой жестокой организации сообщества заключенных. Вышедшие из тюрем не исправляются. Они, наоборот, несут в общество тюремную субкультуру с искаженными представлениями о границах допустимого.
Международные исследования доказывают, что большинство пострадавших, кроме некоторых жертв особо тяжких преступлений, больше заинтересованы в возмещении ущерба, чем в суровом наказании преступника. Однако во многих случаях реакция государства на преступление никак не затрагивает интересы жертвы. Восстановительное правосудие сосредотачивается на возмещении вреда, нанесенного преступлением, возвращении преступника в общество и предоставлении всем сторонам процесса — преступнику, жертве и обществу — возможности напрямую участвовать в осуществлении правосудия.
Восстановительное правосудие, или виктимология — это встреча лицом к лицу жертвы преступления и человека, его совершившего, процесс, посредством которого стороны, вовлеченные в конкретное правонарушение.
Виктимология опирается на принцип «поскольку преступления ранят, то правосудие должно исцелять». Помогает ей механизм медиации — метод урегулирования конфликтов посредством третьей стороны.
Один из аспектов виктимологии — реституция, то есть возмещение жертве ущерба. Ее корни уходят глубоко в прошлое. Например, кодекс Хаммурапи, созданный около 1700 года до н. э., является одним из старейших дошедших до нас письменных сводов законов.
Похожие примеры встречаются в античной и мусульманской практиках, в Библии и Салической правде франков. Исторически, вплоть до Средневековья, восстановление общественного мира при помощи реституции было основным содержанием законов и правосудия, а решение конфликтов имело более личностный характер. Лишь с установлением авторитарной власти правосудие полностью перешло в ее руки, а иногда и лично к монарху.
К сведению, принципы примирительного правосудия исторически присутствовали и в мусульманских странах. Основной акцент исламское право делает на человеческом достоинстве и таких ценностях сообщества единоверцев, как прощение, милость, покаяние, уважение к человеку, что рассматривается как смысл современной виктимологии. Как и во многих других традиционных обществах, преступление расценивается как забвение ответственности человека перед обществом и Богом, поэтому юридический ответ на него должен удовлетворить обе эти стороны.